Частые вопросы про Аутизм

Раздел находится в стадии наполнения материалами

Что такое аутизм?

Видео:


Аутизм – это расстройство нейропсихического развития, первые особенности которого появляются обычно в раннем детстве (1-3 года), однако эти особенности могут впервые становиться заметными и проблемными и позже, когда "социальные требования превысят ограниченные возможности" (т.е., когда перестают оправдываться обусловленные возрастной нормой ожидания способности быть самостоятельным в социальной жизни и реализовывать себя в разных сферах)

Основные признаки аутизма (должны присутствовать оба):

Для того, чтобы говорить о диагнозе аутизма, эти особенности должны быть достаточно серьезными и вызывать нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной и других важных областях функционирования, хотя при этом выраженность дефицитов может существенно различаться у разных людей.


Расстройства аутистического спектра и аутизм, детский аутизм – это одно и тоже?

Согласно МКБ-10 (действующая в РФ на данный момент в России классификация болезней) аутизм включен в рубрику F80-89 «Расстройства психологического развития», где отдельным пунктом F84 выделяют «Общие расстройства психологического развития». К ним относятся такие распространенные расстройства аутистического спектра как: F84.0 Детский аутизм, F84.1 Атипичный аутизм, F84.5 Синдром Аспергера.

В 2019 г. ВОЗ была утверждена новая классификация – МКБ-11, которая должна вступить в действие в России в ближайшие годы (возможно, с 2025 года). Согласно МКБ-11 - аутизм относится к группе расстройств нейропсихического развития, где введена новая диагностическая рубрика Расстройство аутистического спектра (РАС), объединившая прежде разрозненные диагнозы, относящиеся к аутизму. Однако, официальные диагнозы в России пока должны выставляться по МКБ-10.

Иногда некоторые специалисты и родители думают, что РАС ("спектр") - это не детский аутизм, а что-то "более легкое" ("черты аутизма"). Но это мнение неверное. РАС - это обобщенный ("зонтичный") термин, объединяющий все формы аутизма, как низкофункциональные, так и высокофункциональные его формы.


В чем заключается «спектр»?

Во-первых, у людей с аутизмом может быть разная степень выраженности нарушений социального взаимодействия/коммуникации и ограниченных, повторяющихся паттернов поведения. Оценка тяжести выраженности нарушений при РАС достаточно субъективна и может варьировать в процессе развития за счет развития способностей с возрастом, поэтому обобщенный, зонтичный термин РАС более удобен на практике. 

Согласно американской классификации DSM-5 (2013) уровни (степени) тяжести РАС определяются потребностью во внешней поддержке (минимальная потребность в поддержке – синдром Аспергера, существенная и очень существенная необходимость в поддержке – Детский аутизм + могут быть вторичные нарушения развития речи, умственная отсталость).

Во-вторых, одни и те же особенности, лежащие в основе РАС, приводят к очень разным, часто противоположным особенностям функционирования.

 

Примеры противоположных вариантов функционирования при аутизме:

Расстройства речи и аутизм   

Частая первой причиной беспокойства в развитии ребенка и обращением за помощью является отсутствие речи ("не говорит"). Однако говорение, или по-другому экспрессивная речь, это лишь результирующая имеющихся навыков коммуникации и развития речи ("верхушка айсберга"). Для того, чтобы разобраться в сути проблем с речью, нужно в первую очередь обратить внимания на другие компоненты (этапы развития) речи.

До появления говорения должно быть хорошее понимание речи и накопленные знания о словах, умение различать их на слух (рецептивная речь). Поэтому важно разобраться, насколько хорошо ребенок речь понимает.

Однако для того, чтобы сформировалось понимание речи, сперва у ребенка должно сформироваться совместное (разделенное) внимание, как ведущий компонент невербальной коммуникации. 

Формирование речи начинается с того, что родители показывают какие-либо предметы, ребенок смотрит на них, родители называют эти предметы и только лишь тогда ребенок связывает предмет окружающего мира и тот звук, который произносит родитель. Он начинает понимать, что звуки, исходящие от родителей, обозначают что-то в реальном мире и нужно быть внимательным к речи взрослых, нужно учиться ее понимать.

Соответственно, могут быть три главных варианта нарушений развития речи:


Что такое прагматическая (функциональная) речь?

Бывает, что дети начинают говорить, но используют речь чаще лишь повторяя слова за другими людьми, цитируя не к месту знакомые стихи или мультики (эхолалия), либо только для называния знакомых предметов, а не для того, чтобы выстроить какое-то функциональное взаимодействие с другими людьми (обменяться информацией, добиться желаемого и пр). Кроме того, слова многозначны, следовательно, чтобы понимать их правильно, нужно учитывать (понимать) контекст. В разговорах с другими людьми важно понимать и соблюдать принятые правила ведения разговора (не перебивать, говорить на общую тему и пр.). Такое полезное с функциональной точки зрения использование речи называют прагматической или функциональной речью. Часто этот компонент речи может быть нарушен у людей с аутизмом, даже с учетом их хорошего общего речевого развития.

Как диагностируют аутизм?



NB! И. Мартынихин - Как диагностируют аутизм? (часть лекции для родителей)


8. В чем причины аутизма?


NB! И. Мартынихин - В чем причины аутизма? (часть лекции для родителей)


9. Сопутствующие аутизму расстройства?

Лекции


Информация об СДВГ

 

10. Как лечить аутизм?








Работа с нежелательным поведением у детей


Важно! Подготовка детей с аутизмом к посещению медицинских специалистов (поликлиники, стоматологии и пр.) - материалы для врачей и родителей


11. Прогноз при аутизме


12. Полезные ресурсы, где можно получить информацию и помощь



13. Дополнительная информация и ссылки 


Лекции И.А. Мартынихина по темам нарушений нейроразвития и детской психиатрии